Публичный доклад

Публичный доклад социально-педагогического методобъединения МУДО ЦДО «МАН Импульс»:

«Технология «МАН» или о дополнении к дополнительному».

«Сейчас в мире, как вы знаете, идет напряженная борьба за интеллектуальный ресурс, и для нас очень важно не потерять ни одного талантливого ребенка».

Из выступления Президента России Владимира Владимировича Путина на встрече с попечительским советом образовательного фонда «Талант и успех» 19 июля 2016 года.

В педагогической среде и не только сегодня много говорят о том, как важно, чтобы в современном обществе все более актуальным становился не просто процесс накопления знаний, а приобретение опыта самовыражения, осознания собственной индивидуальности и поиска мировоззренческих систем. Речь идет о формировании у ребят определенных компетенций, внутренних ресурсов, которые позволят в будущем адаптироваться в новой жизненной ситуации.

Московская область – территория одаренных детей. Основной акцент дополнительного образования должен быть сделан на выявлении и развитии их способностей детей, особом внимании к их индивидуальной траектории развития.

На этот результат работает созданная в системе допобразования Черноголовки 13 лет назад уникальная действующая социальная технология «Малая академия наук». Именно в МАН возможно создать совокупность условий, которые способствуют формированию творческой и успешной личности через раннее самоопределение и профессиональную ориентацию, что соответствует требованиям времени. Используя возможности Центров дополнительного образования для детей, а также Центров технического творчества, мы считаем возможным и необходимым создать в каждом из них научное общество учащихся, в рамках работы которых, детская исследовательская и проектная деятельность должна иметь выход на конференциях, выставках и научных конкурсах разного уровня.

Особенность структуры Центра допобразования «МАН Импульс» в том, что в нем существует надстройка – «Малая академия наук», программы которой объединяют в одно целое работу всех секций и педагогов допообразования и, более того, на общегородском уровне интегрируют работу Школьных научных обществ. Другими словами, на базе «МАН Импульс» в разном формате осуществляется взаимодействие дополнительного и основного общего образования. И коль скоро работа «Импульса» базируется исключительно на технологии «МАН» и воспринимается через ее призму, эта аббревиатура вошла в название нашего учреждения, с ней же мы прошли лицензирование.

Муниципальное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования «МАН Импульс» реализует свои образовательные программы в 24 секциях научно-технического, гуманитарного, естественнонаучного профилей и социального проектирования. К весне 2018 года общее количество наших обучающихся превысило 330 человек. Обучение бесплатное.

В 2016 году «Импульс» стал победителем конкурса региональных инновационных площадок (РИП) в области моделирования и робототехники. Сегодня техническим моделированием и робототехникой у нас охвачено более 100 учащихся. Вместе с сотрудниками факультета космических исследований МГУ мы развиваем приоритетное направление «Виртуальная реальность в робототехнике и моделировании». В сентябре 2015 года, у нас был в гостях Губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев.

На протяжении 13 лет целью черноголовской Малой академии наук является эффективная мотивация и вовлечение учащихся в науку, техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность. Воспитанники «Импульса» имеют возможность реализовать знания, полученные в профильных образовательных секциях, в форме проведения учебных исследований и создания социальных проектов.

В плановую канву годового цикла работы МАН входят следующие модули:

1. Технология «Интенсивный образовательный курс или Школы Актива МАН», которые мы проводим 2 раза в год для порядка пятидесяти школьников Черноголовки (в феврале 2018 г. состоится уже 23-я Школа), где через разные формы обучения – пленарные лекции, семинары, дискуссии, мастер-классы, курсы по основам проектирования, командообразованию, лидерские курсы, деловые игры, творческие программы – ребята получают дополнительные знания и умения, выходящие за рамки школьной программы, учатся работать в команде, вырабатывать активную социальную позицию, а также отрабатывают навыки и алгоритм написания исследовательской работы и социального проекта, навыки составления грамотной презентации. Это, своего рода, «Детский университет».

2. Раз в год, в октябре, мы проводим Городскую Ярмарку детских проектов. На ней ребята представляют заявки на свои исследовательские и социальные проекты, над которыми они собираются работать в течение учебного года. Независимая экспертная комиссия, в состав которой входят ученые и общественные деятели города, оценивают качество представленных проектов и выявляют лучшие. Здесь МАН для наших детей - «НИИ». Надо сказать, что «Социальное проектирование» - также наш конек. Социальное творчество, традиционно не воспринимаемое как научная дисциплина, стало частью культуры нашей Малой академии наук.

3. Конференции школьного, муниципального и регионального уровней.

Работа над проектами ведется в секциях «Импульса» и непосредственно в школах под кураторством научных руководителей из числа педагогов и научных сотрудников на базе школьных помещений, пространства «МАН Импульс», а также на базе научно-исследовательских институтов РАН. В некоторых случаях руководителями проектов являются родители школьников. В процессе работы над исследованиями ребята также получают дополнительные ЗУНы путем самообразования, работы с литературой, с подачи кураторов. Первичная защита работ проходит на школьных конференциях в конце января и по их результатам лучшие работы рекомендуются для участия в городской конференции исследовательской и проектной деятельности школьников. Мы организуем и проводим эти конференции для наших воспитанников. Здесь они имеют возможность представить итоги своих исследований и результаты проектов перед компетентными экспертами, получают навыки публичных выступлений, учатся ошибаться. Победители Городской конференции делегируются на областные, общероссийские и международные конкурсы и выставки. За 13 лет участниками наших ежегодных конференций или членами МАН стали более тысячи черноголовских школьников. За высокие заслуги в области научного творчества за последние годы 25 членов МАН Черноголовки были удостоены Премии Губернатора Московской области. 46 школьников являются стипендиатами мэра. Пятеро наших «мановцев» были удостоены премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи в рамках Приритетного национального проекта «Образование» за высокие достижения в научном творчестве.

Традиционно в нашем наукограде вот уже 9 лет подряд каждую весну, в апреле, собираются юные исследователи из более чем 30 городов и наукоградов Московской области для участия в Областном конкурсе научно-исследовательской и проектной деятельности школьников «Юный исследователь» в рамках областного фестиваля детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии». Ежегодно на этот конкурс приезжает делегация из г. Симферополь, крымской Малой академии наук «Искатель». Наш конкурс имеет высокий статус, так как проводится по приказу Министра образования Московской области, организуется и проводится при поддержке ГБОУ ДО МО Областной центр развития дополнительного образования.

В роли экспертов на перечисленных выше конкурсах и конференциях выступают доктора и кандидаты наук, сотрудники научно-исследовательских институтов Научного центра РАН в Черноголовке. Критериями оценки работ нам обычно служат четкая структура и логика проекта, наличие в работе исследовательской составляющей, грамотная презентация, компетентность автора, новизна и научность тематики и другие.

3. Мы также проводим обучающе-консультационные семинары по диссеминации опыта научного руководства успешным учебным исследованием для заинтересованных педагогов школ и допобразования.

4. Осуществляем кураторство и взаимную поддержку школьных научных обществ для дальнейшего вовлечения школьников в программы МАН.

6. Летом мы организуем и проводим муниципальный профильный лагерь «Равновесие» и выездные лагеря и экспедиции. Именно в таких лагерях ребята накапливают материал для будущих исследований и проектов, получают новые знания и навыки туризма. То есть наш цикл замкнулся.

7. И наконец, Малая академия для нас и наших воспитанников – это особый клуб, возможность общаться в особой, умной среде единомышленников на общих праздниках, кострах и сборах. Эта технология способствует сплочению детей вокруг программ МАН, повышению их мотивации к исследованиям и, как следствие, учит ребят проводить свободное время с умом. Для них «быть в МАНе или Детском органе самоуправления – Совете МАН – очень круто»!

Таким образом, благодаря «надстройке» МАН, на базе «Импульса» сложилась единая образовательная среда, обеспечивающая занятость в наших программах учащихся и педагогов не только «Импульса», но и наших школ. Малая академия наук выступает как методический центр по распространению опыта организации исследовательской деятельности как в учреждениях допобразования, так и школах. А еще, МАН - это реальное молодежное движение, в котором дети учатся достойно проводить свое свободное время и нести за это ответственность, приобретают умения познавать новое путем самообразования и быть увлеченными решением социальных проблем.